образовательная программа

10.01.2019

 

 

     «Утверждаю»:

                                                             Директор  школы                        Юнусов И. И.

                      

                                                                                                                                                                                        01.09.2018г.

 

                                         ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ      ПРОГРАММА

ГКОУ РД «Новоданухская СОШ Гумбетовского района»

на 2018-2019 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ:1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ШКОЛЫ                                                                                                                                                                                           1.1 Нормативно – правовая база.                                                                                                                                                                                                                                                       1.2 Цели и задачи.                                                                                                                                                                                                                                                                                          1.3 Особенности условий.                                                                                                                                                                                                                                                                 1.4. Принципы построения.

       2.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

                     I  СТУПЕНЬ  ОБУЧЕНИЯ   (1 - 4 КЛАССЫ).

2.1. Пояснительная записка.

2.2. Учебный план.

2.3. Учебные программы.

2.4. Условия реализации образовательной программы.

2.5. Планируемые результаты и способы оценивания достижений.     

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

                               II  СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ  (5-9 КЛАССЫ).

2.1. Пояснительная записка.

2.2. Учебный план.

2.3. Учебные программы.

2.4. Условия реализации образовательной программы.

2.5. Планируемые результаты и способы оценивания достижений.     

 

5. ПРИЛОЖЕНИЯ

                 1. Пояснительная записка к образовательной программе школы

ГКОУ РД «Новоданухская СОШ Гумбетовского района»  Республики Дагестан является общеобразовательной средней школой.  Образовательная программа  школы  сформирована, исходя из положений Закона Российской Федерации «Об образовании». В  статье 9 (п.1) поясняется, что  «образовательная программа определяет содержание образования определённого уровня и направленности», а в статье 32 (п. 6) говорится, что «разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов» относятся к компетенции образовательного учреждения. 

1.1. Нормативно – правовая база.  

Образовательная программа - документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения.

Нормативно-правовой базой образовательной программы являются

Закон РФ «Об образовании»; ФГОС. нормативные документы МО РФ, МО РД,

Конвенция о правах ребенка;

Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (СанПиН 2.4.2.1178-02);

      Типовое положение об общеобразовательном учреждении; 

Устав школы и локальные акты ОУ;

Лицензия образовательного учреждения.

 

1.2. Цели и задачи.

 

  Анализ данных педагогической науки и практики позволяет   сформулировать главный смысл  идеала  образования к началу 21века. Это гуманистическое образование,  которое включает в себя свободное развитие  и саморазвитие личности и её  способностей. Наиболее желательные качества личности сегодня:

      - высокий уровень знаний по общеобразовательным предметам;

      - готовность приобретать новые знания;

     - способность принимать самостоятельные решения;

     - умение работать в группе;

     - быть коммуникабельным;

     - способность к творческому труду;

     - восприимчивость к инновациям;

     - готовность приобрести и развивать ключевые компетентности.

     В докладе Международной комиссии по образованию были сформулированы современные задачи образования, где подчёркивается, что « на пороге 21 века приобретает ключевое значение – концепция образования на протяжении всей жизни». Это концепция непрерывного образования. « Непрерывное образование позволяет внести определённый порядок в последовательность различных ступеней образования, обеспечить переход от одной ступени к другой, разнообразить и повысить значимость каждой из них». И на всех этапах главными остаются 4 основополагающих принципа образования:

 - научиться жить (принцип жизнедеятельности, здоровья, познания самого себя и т. д.);       - научиться жить вместе (учёт социальных факторов, других людей, других живых и неживых явлений);

  -  научиться приобретать знания (в целом – общие, по отдельным дисциплинам – глубокие и на протяжении всей жизни);

  -  научиться  работать (совершенствовать профессиональные навыки, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями).

   Цель образовательного  процесса – повысить качество и эффективность школьного образования

   Задачи    образовательного процесса: 

  -развить содержание образования учащихся с учётом требований общества к выпускнику школы;

  -обеспечить становление личности, способной к активной деятельности по преобразованию действительности;

  -способствовать всемерному  интеллектуальному, эстетическому, нравственному, физическому развитию личности  каждого  ученика.

Планируется расширить содержание образовательного процесса в направлениях:

 - более полное изучение ключевых вопросов учебной программы по ФГОС;

 -выполнение учениками заданий, способствующих развитию познавательных и интеллектуальных умений;

 - формирование надпредметных  умений и навыков по требованиям ФГОС;

 - включение в процесс обучения нестандартных, развивающих, творческих задач;

 - расширение кругозора учеников.

При определении содержания образования  нашей школы необходимо в первую очередь обеспечить овладение учащимися знаниями и умениями, удовлетворяющими требованию  ФГОС. В содержании образования усилить внимание к вопросам непрерывности, преемственности обучения. Важно обеспечить непрерывность образования: 1 ступень – 2 ступень – 3 ступень. Создать для каждого ребёнка условия, в которых он мог бы максимально обнаружить и развить свои склонности, способности, задатки при постоянном стимулировании творческой активности. Систему непрерывного основного обучения подкрепить системой дополнительного образования, учитывая потребности учащихся и творческий потенциал учителей. При составлении (наполнении) содержания образования исходим:

 -из  анализа образовательного пространства школы, его социума;                                                                                                                                        - из потребностей, интересов учащихся (их родителей);                                                                                                                                                              - из основных направлений деятельности школы;                                                                                                                                                                       - из результативности работы;                                                                                                                                                                                                     - из возможностей квалификации учителей.                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Образовательная программа ГКОУ РД « Новоданухская СОШ Гумбетовского района направлена:

на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи  в  различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;

на реализацию права ребёнка на получение общего среднего и дополнительного образования.

В школе особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:

повышению  уровня культуры личности школьников;

обеспечению возможности накопления школьниками опыта выбора;

воспитанию уважения к закону, правопорядку;

развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и досуговой деятельности;

развитию культуры умственного труда учащихся, навыков самообразования.

Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе

обеспечивают обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности,

нацеливают на воспитание выпускника - человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.

 

1.3. Особенности условий.

          При разработке образовательной программы учтены:

            - возможности образовательной среды: школа является экспериментальной площадкой по внедрению  образовательных программ;

             -уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в ОУ работает высококвалифицированный коллектив;

              -материально-техническое обеспечение учебного процесса: работают  1 интерактивный кабинет,  имеется выход в Интернет, есть 17 компьютер,  , мультимедиа, интерактивная доска, современное оборудование в кабинете химии –биологии, русского языка, физики, доступ к Интернет во всех кабинетах, включая кабинеты начальных классов

             - в школе созданы комфортные условия для всех участников образовательного процесса;

             -традиции, сложившиеся за годы работы ОУ: годовой круг праздников, участие в инновационной деятельности педагогического коллектива и т.д.

               1.4. Принципы построения.

Образовательная программа определяет:

цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;

учебно-методическую базу, реализации учебных программ по требованиям ФГОС

Образовательная программа устанавливает содержание и способы взаимодействия с другими школами, научными учреждениями и предприятиями в целях развития творческого потенциала учащихся, выявления и объективной оценки их достижений.

Образовательная программа регламентирует:

условия реализации  образовательной программы по требованиям ФГОС;  диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений учащихся;

организационно-педагогические условия реализации программ общего и дополнительного образования.

Основным условием эффективности обучения и обеспечения его вариативности является:

обеспечение широкой образовательной подготовки, ядро которой является общей частью всех учебных программ;

создание необходимых условий для развития личностной мотивации, обеспечивающей развитие когнитивных и креативных способностей учащихся;

использование современных образовательных технологий;

широкое развитие сети внеклассной работы;

использование различных видов информационных ресурсов для обеспечения, как потребностей обучения, так и личных информационных потребностей учащихся.

Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически, психологически, дидактически и материально-технически обеспеченное образовательное пространство для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности учащихся.

В тексте представлены образовательные программы по ФГОС

начального общего образования (1-4 классы);

основного общего образования (5-9 классы);

Описание образовательных программ на каждой ступени соответствует принятой структуре образовательных программ.

Образовательная программа - это маршрут, на котором образовывается личность, вместе с тем - это нормативный текст, в котором определены цели, ценности образования на соответствующей его ступени, а также пути их достижения.

 

2.Образовательная программа начального общего образования

I ступень обучения

(1-4 классы)

2.1. Пояснительная записка.

      Целевое назначение:

реализация в полном объеме конституционных прав детей на образование;

обеспечение образовательного процесса, предусмотренного по ФГОС ;

создание условий для освоения учащимися обязательного минимума содержания образования начальной школы, достижения уровня элементарной грамотности (обеспечение прочных навыков чтения, счета, грамотного письма, развития речи);

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

сохранение и поддержка физического и психического развития детей;

подготовка и адаптация учащихся к обучению в школе, формирование и поддержка положительной мотивации познавательных способностей;

формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать, обобщать);

развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;

развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира).

воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы;

                                                 Ведущие задачи:

Создание условий для познания ребенком самого себя, своих потребностей, стремлений и желаний, развития разных возможностей мировосприятия;

Организация познания элементов окружающего мира, формирования элементов научной картины мира, что становится базой для дальнейшего обучения на 2-й ступени;

Поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества учащихся в разных видах деятельности.

 

В основе программы лежит принцип: от ребенка - к миру, от мира - к ребенку. Программа ориентирована на развитие личности, на становление ребенка как субъекта образования.

Характеристика учащихся, которым адресована образовательная программа начального общего образования.

 

Возраст:

6,5 - 7 лет

Состояние здоровья:

1-4   группы  здоровья,   отсутствие  медицинских противопоказаний     для     обучения     в     I     классе общеобразовательной школы,

Уровень готовности к освоению программы:

школьная зрелость по результатам медицинского заключения (на основании заключения психолого-медико педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению).

 

Технология комплектования:

заявительный порядок (в соответствии с правилами приема в ГКОУ РД «Новоданухская СОШ Гумбетовского района»  

Продолжительность обучения

4 года

   

Процедура  выбора образовательной программы и внедрения ФГОС  предполагает:

ü ознакомление родителей будущих первоклассников с реализуемой ОП по ФГОС (родительские собрания, день открытых дверей в школе, сайт школы, печатная информация (буклеты), информационный стенд, беседа с учителями  и администрацией);

ü выступления учителей начальной школы перед родителями детей;

ü выступление педагога - психолога с рекомендациями по профилактике трудностей у детей и родителей в период адаптации к школе;

ü ознакомление с Уставом  лицензией, свидетельством о государственной аккредитации и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации образовательного процесса;

ü анализ уровня здоровья детей (на основании медицинских документов);

ü собеседование с детьми и родителями с целью определения школьной зрелости 

Прием детей в образовательное учреждение осуществляется в соответствии с Конституцией РФ,   Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, нормативными актами МО РД, нормативными актами   , Уставом ОУ, локальными актами ОУ.

 Ожидаемый результат

ü Достижение уровня элементарной грамотности.

ü Сформированность умений социальной коммуникации младшего школьника с другими учениками и взрослыми.

ü Развитие устойчивого познавательного интереса у учащегося, навыков анализа, рефлексии, проектирования при решении учебных задач и проблемных ситуаций.

ü Формирование коммуникативной и эстетической культуры.

ü Формирование нравственных и эстетических начал личности.

ü Приобщение учащихся к отечественной и мировой культуре и создание тем самым базы для последующего освоения ОП основной школы.

ü Формирование положительной мотивации на обучение в основной школе и адаптации к ней.    Готовность ученика к продолжению образования на 2 ступени.

 

Выпускник начальной школы

ü это ученик, который успешно овладел обязательным минимумом содержания образования, достиг уровня элементарной грамотности, а именно, сформированности опорных знаний и учебных умений по требованиям ФГОС  в области счета, письма, чтения и умения решать простейшие познавательные задачи; он готов, а главное, хочет учиться;

ü это ученик, у которого есть потребность выполнять правила для учащихся; он умеет различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдает порядок и дисциплину в школе и общественных местах;

ü это ученик, у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе;

ü это ученик, который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;

ü это ученик, который стремится стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.

 

2.2. Учебный план ОУ

Учебный план составлен на основании базисного учебного плана №1 для общеобразовательных учреждений, по требованиям ФГОС .

Структура учебного плана на всех ступенях обучения сохраняет в необходимом объеме содержание образования согласно требованиям Федеральных Государственных образовательных стандартов.

 Школа работает в режиме пяти и  шестидневной учебной недели.

Начальное образование реализуется по развивающей программе УМК «Россия».

Учебные предметы Федерального компонента:

- русский язык;

- литературное чтение;

- математика;

- окружающий мир;

-музыка (1-4 классы);

-изобразительное искусство (I - 4 классы);

-ОРК (4 класс);

-технология;

-физическая культура I - IV классы  3 часа;

Предмет «ОБЖ» в начальной школе реализуется через интеграцию с предметом «Физическая культура» и предметом «Окружающий мир».

В региональном (национально-региональном) и школьном компонентах добавлено  родной язык и литература.       

                                                                                               

Учебный план

                        НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Примерный учебный план № 1

для I-4 классов общеобразовательных учреждений Республики Дагестан

с родным языком обучения

 

Учебные дисциплины

Количество часов в неделю

         
 

Классы

1

2

3

4

1.

Русский язык и чтение

7

9

9

8

2.

Родной язык и литература

3

3

3

3

3.

Математика

4

4

4

4

4.

Иностранный язык

 

2

2

2

5.

Окружающий мир (человек, природа, общество)

 

2

2

2

6.

Основы религиозных культур и светской этики

     

1

7.

Музыка

1

1

1

1

8.

ИЗО

1

2

1

1

9.

Технология

  1

  1

  1

1

10.

Физкультура

3

3

3

3

11.

Объем учебной нагрузки

21

26

26

26

12.

Компонент образовательного учреждения

       

14.

Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)

       
 

1

 

2

 

2

   2

15.

Всего к финансированию

22

28

28

28

 

                                         Из компонента:

                                         2 класс 1 час – литературное чтение 

                                         3 класс 1 час – литературное чтение

                                         4 класс 1 час – литературное чтение

2.3. Учебные программы

Основные требования, предъявляемые при выборе учебных программ и учебников, реализующих общеобразовательную программу начального общего образования:

ü соответствие реальности (осмысленный и компетентный отбор содержания);

ü научность, в соответствии с дидактической ориентацией (упрощенная система знаний, не искажающая элементов этой системы);

ü соответствие целям обучения по ФГОС;

ü соответствие возрастным и иным характеристикам учащихся (с учетом психологических исследований);

ü потенциал учебника (воспитательный, развивающий, познавательный, мотивирующий);

ü содержательная и структурная   преемственность с другими учебниками по данному предмету в рамках общей серии учебников.

    В соответствии с целями 1 ступени общего образования в школе используются следующие учебные программы  и учебники (Приложение 1).

Основу базовой образовательной программы для 1 ступени обучения составляют Федеральные  Государственные образовательные стандарты..

   2. 4.  Организационно-педагогические условия

Нормативные:

В соответствии с гигиеническими требованиями к режиму учебно-воспитательного процесса, установленными СанПиНом  2.4.2.1178-02, занятия проводятся в 1 смену при 5-дневной учебной неделе в 1 классе и б-ти дневной учебной неделе во 2-4 классах.

Максимальный объем учебной нагрузки составляет:

   1 класс - 22уроков в неделю;

   2 класс - 28 уроков в неделю;

   3 класс - 28 уроков в неделю;

   4 класс - 28уроков в неделю.

Занятия начинаются в 8 часов.

Продолжительность уроков - 35-45 минут.

Продолжительность перемен: 3 перемены по 10 минут, 1 перемена  20 минут.

На каждом уроке проводятся 2-3 динамические паузы для учащихся.

        Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

для обучающихся I классов - 4 урока и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

для обучающихся II-IV классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

 Наполняемость классов - от 9 детей до 14 детей.

Организационные:

Основной формой организации обучения является классно-урочная.

Учебный год делится в 1-4 классах на четверти. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные каникулы  в феврале. Каникулы проводятся в сроки, установленные МО.

Образовательный процесс на 1 ступени обучения строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода, где в  основе учебно-воспитательной деятельности   педагогов лежит процесс формирования индивидуальности ребенка, развития устойчивого познавательного интереса к обучению.

 

          Описание педагогических технологий

В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка, учителя используют следующие педагогические технологии:

 •    Традиционные технологии:

системное усвоение учебного материала на всех этапах обучения обеспечивают традиционные классно-урочные технологии, предусматривающие обязательные этапы на уроке:

ü проверка усвоения пройденного;

ü  объяснение нового материала

ü закрепление полученных знаний;

ü домашние задания.

Технологии активных форм и методов:

 - уроки-путешествия; - дискуссии; - уроки-фантазии; - уроки-сказки;

        - игровые технологии; - технология опережающего обучения;

работа в парах и группах;

- разработка и защита проектов (индивидуальных и групповых);

игра по станциям; -инсценировка;  - путешествие.

Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся (половых, возрастных, свойствах темперамента). Учёт индивидуальных особенностей учащихся проводится учителями начальной школы в рамках учебной и проектной деятельности.

Содержание внеучебной деятельности учащихся 1-4-х классов обусловлено созданием воспитательной системы через реализацию целевых программ: «Веселая грамматика», «Занимательная математика», «Секреты орфографии», «Детский музыкальный театр», «Хочу все знать» . Программы направлены на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей.

Технологии организации внеучебной деятельности:

ü технологии (методики) воспитания: приемы и методы моделирования воспитательной системы класса, методы коллективной творческой деятельности, творческая мастерская, игровые и др.;

ü формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, выставка, экскурсия, устный журнал, беседа и др.;

ü ученическое самоуправление, осуществляемое в рамках классного коллектива (ответственные дежурные, система индивидуальных и групповых поручений);

ü школьные кружки и секции, спортивные  секции;

ü   программы   досуговых  мероприятий, приуроченные к празднованию памятных дат и государственных праздников.

             2. 5.  . Формы учета и контроля достижений учащихся

Текущие формы контроля

·       текущая успеваемость

·       устные ответы на уроках

·       самостоятельные и проверочные работы

·       контроль техники чтения

·       контрольные работы

Обязательные формы  итогового контроля

    1 годовые контрольные работы  по  русскому  языку и математике

   2 контроль техники чтения.

Изменяются функции оценки. Учитель индивидуально оценивает достижения детей. Начиная с первого класса,  у  каждого ребёнка формируется своё собственное «Портфолио». В «Портфолио»  помещаются дипломы, грамоты, сертификаты.  Родители регулярно знакомятся с «Портфолио» и дают свою оценку достижений собственного ребёнка.

Переход от системы учета знаний к системе учета личностных, достижений происходит по следующим критериям:

                отношение к учебной деятельности

             состояние учебных принадлежностей

             систематическое выполнение домашних заданий

      участие в конкурсах,  олимпиадах

             способность к деятельности

            активность на уроках и во внеурочной деятельности

            самостоятельность

            стремление узнать новое, любознательность

            участие в работе кружков, секций

                общая культура

           кругозор (начитанность, осведомленность, эрудиция)

           приветливость, отзывчивость

          тактичность

          внешний вид

          соблюдение этических норм поведения.

Широко используются формы общественной  аттестации: классные, школьные, территориальные конкурсы;  предметные олимпиады; защита творческого проекта.

 Методы диагностики освоения образовательной программы

Диагностика включает в себя:

     социально-педагогическую диагностику:

                социальный статус семьи;

                наличие условий для развития и воспитания ребенка дома;

                необходимость оказания различных видов необходимой помощи;

     медицинскую диагностику:

     уровень здоровья ребенка;
    психологическую диагностику:

                сформированность произвольности психических процессов;

                развитие мышления (владение приемами понятийного мышления, способность к установлению причинно-следственных связей между изучаемыми учебными понятиями);

                уровень сформированности мыслительных процессов (памяти, внимания, восприятия);

                уровень адаптации к обучению в школе, уровень школьной тревожности, учебной мотивации;

     педагогическую диагностику:

♦        сформированность важнейших учебных действий;

        уровень активности, самостоятельности в учебной работе, самостоятельная организация деятельности в рамках учебной работы;

                развитие речи (понимание смысла изучаемых понятий, использование речи как инструмента мышления грамотность и словарный запас устной речи);

                развитие тонкой моторики руки (понятность письма, аккуратность оформления письменных работ, способность к различным видам ручного труда);

                умственная работоспособность и темп учебной деятельности (сохранение учебной активности в течение всего урока, адаптация к учебной нагрузке, способность работать в едином темпе со всем классом);

                взаимодействие с учителем (установление адекватных ролевых отношений с учителем на уроках и вне его, проявление уважения к учителям, способность к установлению межличностных отношений с учителем).

 

3. Образовательная программа основного общего образования.

II ступень обучения (5-9 классы)

 

           3.1. Пояснительная записка.

              Целевое назначение

реализация в полном объёме конституционных прав детей на образование;

-обеспечение образовательного процесса, предусмотренного ФГОС и Базисным учебным планом ОУ РФ;

-создание условий для освоения учащимися обязательного минимума содержания образования данного уровня;  

        - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

- сохранение и поддержка физического и психического развития детей;

        - создание условий для адаптации учащихся к особенностям основной школы;

         -предоставление возможности учащимся определиться в своих склонностях и интересах  учебной деятельности;

        -создание условий для формирования умений самостоятельного выбора профиля для дальнейшего обучения в средней школе или при выборе варианта индивидуального образовательного маршрута;

        -формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать, обобщать);
        -  создание условий для формирования учебной самостоятельности и ответственности;

         -  развитие у  учащихся познавательного интереса и творческих способностей;

        -  развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;

           -развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира);

 - воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы;

Ведущие задачи:

 создание условий для становления отношения ребенка к миру и к себе, своим потребностям, стремлениям, желаниям, развитие разных возможностей мировосприятия;

    поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества учащихся в разных видах деятельности.

 Характеристика учащихся,

которым  адресована образовательная программа общего образования по ФГОС

 

Возраст:

11-15 лет

Уровень готовности к усвоению программы:

Успешное овладение образовательной программой начальной ступени обучения по ФГОС

Состояние здоровья:

Отсутствие медицинских противопоказаний для обучения

Технология комплектования:

Комплектование 5 класса на основе 4-го класса своей школы.

Продолжительность обучения

5 лет

Процедура выбора общеобразовательной программы предполагает:

 Доведение до сведения родителей информации о реализуемых на предстоящем этапе обучения ФГОС и образовательных программах (школьный сайт, родительские собрания, стенд, печатная информация, беседы с администрацией и педагогами школы);

  Изучение образовательных потребностей семьи (опросы, анкеты);

 Сбор информации и на ее основе анализ сформированности познавательных интересов, мотивации учения (в течение учебного года);

 Педагогическая диагностика и на ее основе анализ успешности учебной деятельности (диагностическое отслеживание, результаты промежуточной аттестации);

    Проведение педагогического консилиума по определению наличия у учащихся оснований для выбора ОП;

    Коррекционная работа с учащимися и родителями.

     Ожидаемый результат

 Успешное овладение предметами учебного плана на базовом уровне в соответствии с ФГОС .

    Выход на начальный    уровень функциональной грамотности,    предполагающий его полное достижение к окончанию основной школы.

     Освоение учащимися основ системного мышления и развитие мотивации к дальнейшему обучению.

            Достижение уровня, готовности к осознанному выбору дальнейшего образовательного маршрута: понимание особенностей выбранного ОУ; оценочное соотнесение профессиональных намерений и собственных возможностей, подготовленность в предметной области, необходимой для получения дальнейшего профильного образования.

Достижение такого уровня образованности в предметных областях знания по требованиям ФГОС, который позволит учащимся успешно продолжить обучение в профильной школе или в других учебных заведениях.

 Овладение учащимися  знаниями и умениями, необходимыми для творческой и поисковой деятельности в выбранном профиле.

 Сформированность основных ключевых компетенций и получение социально-значимых достижений в творческой деятельности, способствующих развитию качеств личности, необходимых человеку для успешной самореализации.

Выпускник основной школы - это ученик:

успешно овладевший предметами учебного плана на базовом уровне в соответствии с учебным планом и ФГОС государственным образовательным стандартом;

достигший уровня учебной  самостоятельности для     продолжения  образования в  профильных классах по программам,    обеспечивающим    углубленную    подготовку    учащихся    по    предметам предлагаемых профилей; обладающий устойчивой мотивацией к продолжению обучения;  

умеющий высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладевший навыками неконфликтного общения, способностью строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту и другим признакам;

с активной гражданской позицией, способный проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности
класса и школы;

способный видеть и понимать гармонию и красоту, знающий выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства;

знающий и соблюдающий режим занятий физическими упражнениями, способный разработать и реализовать индивидуальнуюпрограмму физического совершенствовании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.       Учебный план

 

ОСНОВНОЕ   ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ                                                   5-9 классов с родным языком обучения

 

Учебные дисциплины

Количество часов в неделю

 

Классы

5

6

7

8

9

1.

Русский язык

4

4

4

3

3

2.

Русская литература

4

4

3

3

3

3.

Родной язык и литература

3

3

3

3

3

4

Английский язык

3

3

3

3

3

5.

Математика

5

5

5

5

5

6.

Информатика

     

1

2

7.

История

2

2

2

2

2

9.

История Дагестана

     

1

05

10.

Обществознание (право и экономика)

 

1

1

1

1

11.

География. География Дагестана

1

1

2

2

1,5 + 0,5 +1

12.

Биология

1

2

2

2

3

13.

Физика

   

2

2

2

14.

Химия

     

2

2

15.

Музыка

1

1

1

1

1

16.

КТНД

1

     

05

17.

Физкультура

3

3

3

   3

3

18.

 ОБЖ

1

        1

    1

         1

 

19.

Технология

2

2

2

1

 

20.

Изобразительное искусство

1

1

1

   

21.

Объем учебной нагрузки

32

33

35

36

36

 

  Из компонента:

 

5 класс 1 час – ОБЖ;  6 класс 1 час – ОБЖ; 1час – Биология,  7 класс 1 час – ОБЖ,   9 класс                                                            1 час - Биология, 1 час - География     

 3.3. Учебные программы

Основу базовой образовательной программы для II ступени обучения составляют ФГОС, образовательные программы утвержденные МО РФ,

Обязательным условием реализации учебных программ является принцип преемственности. Преподавание элективных курсов ведется по программам, разработанными педагогами школы и утвержденными Методическим Советом учреждения.

3.4. Организационно-педагогические условия

Формы организации учебного процесса

 Классно-урочная система с элементами лекционно-семинарских занятий 

Учащиеся 5-9-х классов работают в режиме шестидневной учебной   недели.

Продолжительность одного урока 45 минут

  Учебный год делится на четверти

 Наполняемость классов от 6 человек до12 человек                                   

 Педагогические   технологии  

Для организации образовательного процесса и внедрения ФГОС, наряду с традиционными методами обучения используются:    - личностно-ориетированное обучение;

       -  диалоговые, дискуссионные формы обучения;

- интерактивные обучающие технологии (работа в группах постоянного и переменного состава);

- информационно - коммуникационные   технологии;

-    технология разноуровневого обучения;

технология учебного проектирования (метод проектов);

-   организация и проведение научно-практических конференций.

Общей особенностью используемых технологий обучения является ориентация на развитие:

          самостоятельности мышления;

          исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;

          умения аргументировать свою позицию;

          умения публично представлять результаты самостоятельно выполненных творческих работ;

          потребности в самообразовании.

Технология организации внеучебной деятельности

Содержание внеучебной деятельности учащихся 5-9-х классов:

 

3.5. Способы оценивания достижений.Хочу такой сайт

      Формы учета и контроля достижений учащихся

В образовательной программе используются следующие основные формы учета достижений учащихся:

    текущая успеваемость;

    аттестация по итогам четверти, по итогам года;

    административные срезовые работы;

    олимпиады;

    защита исследовательской и проектной работы.

    творческие отчеты, доклады учащихся на конкурсах, выставках, конференциях;        

   по окончании 9 класса проводится независимое тестирование по основным предметам. Продолжается работа по формированию «Портфолио» учащегося, позволяющего учитывать достижения, получение дипломов, грамот по результатам их творческой и общественно-научной деятельности.

Ориентация на достижения творческого развития учащихся сопровождается педагогической и психологической поддержками. Их основные задачи связаны:

с предупреждением перегрузки;

с выявлением индивидуальных особенностей познавательной деятельности, способностей в избранной области профессиональной деятельности;

с выявлением проблем в учебе, внеучебной и внеурочной жизни, в социальной сфере, личностныхпроблем
Учет достижений учащихся фиксируется в «Портфолио», по итогам года - возможна защита «Портфолио».

 Методы диагностики освоения образовательной программы

Диагностика включает в себя:

     социальную диагностику:

                         наличие условий для домашней работы;

                         состав семьи;

                         необходимость оказания различных видов помощи;

    медицинскую диагностику: показатели физического здоровья

           психологическую диагностику:

                         уровень общей тревожности (отсутствие выраженных противоречий между требованиями педагогов и возможностями подростка);

                         включенность учащихся в деятельность и общение (эмоционально-положительное восприятие подростков системы своих отношений со сверстниками, субъективная включенность в отношения, восприятие своего статуса в классе как  положительного и удовлетворенность им);

                         отношения с педагогами (эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений с педагогами, восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность);

♦            отношение к себе (позитивная «Я - концепция», устойчивая адекватная самооценка, ориентация на будущее субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций);

♦             определение степени удовлетворенности школьной жизнью; наличие и характер учебной мотивации (интерес к способам получения знаний,  умение ставить и достигать конкретные цели самообразования,  интерес к самостоятельным формам учебной деятельности, интерес к использованию результатов учебной работы социально-значимых формах деятельности)

    педагогическую диагностику:

♦. .         предметные и личностные достижения;

                         затруднения в образовательных областях;

                         диагностика сформированности учебно-познавательных мотивов;

                         диагностика формирования уровня функциональной грамотности (грамотность и богатый словарный запас устной речи, использование речи как инструмента мышления);

                         диагностика сформированности универсальных учебных действий (выделение существенных признаков изучаемых понятий, оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи, способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон, способность к смене стратегии в процессе решения учебной проблемы);

                         умственная работоспособность и темп учебной деятельности (сохранение учебной активности в течение всего урока, адаптация к учебной нагрузке, способность работать в едином темпе со всем классом и предпочтение высокого темпа работы);

                         взаимодействие с педагогами (включенность в личностное общение с педагогами, способность к проявлению эмпатии по отношению к взрослым);

                         поведенческая саморегуляция (способность длительно подчинять поведение к намеченной цели, умение сдерживать эмоции, моральная регуляция поведения и способность к ответственному поведению);

                         диагностика интересов.

                                                                  ПРИЛОЖЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЛОЛОГИЯ» реализуется через предметы: русский язык, литература, английский язык, родной язык и родная литература.

Распределение нагрузки в классах позволяет выполнить «Обязательный минимум содержания образования». Во всех классах (кроме 10 и 11) предусмотрено увеличение часов за счет школьного компонента.

Данная образовательная область будет реализована через следующие образовательные линии:

Предмет

Наименование  учебной программы, год выпуска

Количество часов по программе

Кем утверждена

     

Учебники

       
 

Русский язык и чтение 1 класс

Программа начальной школы «Россия», 

198 ч

МО РФ ФГОС

Просвещение

В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина

 

Русский язык и чтение 2 класс

Программа начальной школы «Россия», 

272 ч

МО РФ ФГОС

Просвещение

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

 

Русский язык и чтение  3 класс

Программа начальной школы «Россия»

272 ч

МО РФ ФГОС

Просвещение

     

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

 

Русский язык 4 класс

Программа начальной школы

136 ч

МО РФ ФГОС

Просвещение

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

 

Русский язык

5 класс

Общеобразовательная программа по русскому языку

5-9 класс, 2008

         136 ч

МО РФ ФГОС

Просвещение

Л.А.Троснецова,                        Т.А Ладыженская Ладыженская,.

 

Русский язык                                                    6 класс

Общеобразовательная программа по русскому языку, 2008

5-9 класс, 2008

         136 ч

МО РФ ФГОС

Просвещение

Л.А. Троснецова,                                         Т.А. Ладыженская,                                                          

 

Литература

 6 класс

Программы

общеобразовательных

учреждений по литературе, 2008

         136 ч

МО РФ ФГОС

Просв

В.Я. Коровина,                               В.П. Журавлев,                                           В.И. Коровин

 
 

Русская речь

4 классы

 

Общеобразовательная программа

 

    136 ч.

МО РФ ФГОС

Просв.

В.Г. Горецкий,                     В.А. Кирюшкин,                   Л.А. Виноградская,             М.В. Бойкина,                       М.В. Голованова

 

Русский язык 7 класс

Общеобразовательная программа

по русскому языку в 5-9 классах,

2008

    136 ч

МО РФ ФГОС

Просв.

Л.А. Троснецова,                         Т.А. Ладыженская,           А.Д. Дейкина

 

Литература

7 класс

Программы

общеобразовательных учреждений по литературе, 2008

    102ч

МО РФ ФГОС

Просв.

В.Я. Коровина,                               В.П. Журавлев,                                           В.И. Коровин

 

Русский язык 8 класс

Общеобразовательная программа

по русскому языку в 5-9 классах,

2008

     102 ч

МО РФ ФГОС

Просв.

Л.А. Троснецова,                          Т.А.Ладыженская,                        А.Д. Дейкина

 

Литература

8 класс

Программы

общеобразовательных

учреждений по литературе, 2008

     102 ч

МО РФ ФГОС

Просв.

В.Я. Коровина,                            В.П. Журавлев,                            В.И. Коровин

 

Английский язык 5 класс

Иностранный язык в

Общеобразовательных школах

учреждениях, 2008

   102 ч

МО РФ ФГОС

Просв.

Кузовлев В.П. «Английский язык – 5кл.» класс.

 

Английский язык 6 класс

Иностранный язык в

общеобразовательных

учреждениях, 2008

   102 ч

МО РФ ФГОС

Просв.

Кузовлев В.П.                   «Английский язык – 6кл.»

 

Английский язык 7 класс

Иностранный язык в

общеобразовательных

учреждениях, 2008

   102 ч

МО РФ ФГОС

Просв.

Кузовлев В.П.                               «Английский язык – 7кл.»

 

Английский язык 8 класс

Иностранный язык в

общеобразовательных учреждениях, 2008

   102 ч

МО РФ ФГОС

МО РФ

Кузовлев В.П.                          «Английский язык – 8кл.»

 

Литература

 9 класс

Программы

общеобразовательных

учреждений по литературе, 2008

   102 ч

МО РФ ФГОС

МО РФ

В.Я. Коровина,                                В.П. Журавлев, В.И. Коровин

 

Русский язык

 9 класс

Общеобразовательная программа

по русскому языку в 5-9 классах,

2008

   102 ч

МО РФ ФГОС

МО РФ

Л.А. Троснецова,                           Т.А. Ладыженская,                         А.Д. Дейкина

 

Английский язык

9 класс

Иностранный язык в

общеобразовательных

учреждениях, 2008

   102 ч

МО РФ ФГОС

МО РФ

Кузовлев В.П.                        «Английский язык - 9 класс»

 

Авар мацI

2класс

Программы

общеобразовательных

учреждений, 2008

   68 ч

МО РД

Х. С. Вакилов,

«Авар мацI»

 

Авар Калам

2класс

Программы

общеобразовательных

учреждений, 2008

    34 ч

МО РД

Х. С. Вакилов,

«Авар калам»

 

Авар мацI

Авар калам

3 класс

Программы

общеобразовательных

учреждений, 2008

   68

 

   34

МО РД

М. Г. ГIабдулаев

«Авар мацI»

Х. С. Вакилов

«Авар калам»

 

Авар мацI

Авар калам

4 класс

Программы

общеобразовательных

учреждений, 2008

   68

 

   34

МО РД

С. З. Алиханов

«Авар МацI»

«Авар калам»

 

Авар мацI

  Авар адабият

   5 класс

Программы

общеобразовательных

учреждений, 2008

   68

 

   34

МО РД

М. Г. ГIабдулаев

«Авар мацI»

С. Мухтаров

«Авар адабият»

 

Авар мацI 6-7класс

  Авар адабият

6 класс

   

Программы

общеобразовательных

учреждений, 2008

   68

 

   34

МО РД

А. Г. ХIамзатов

«Авар мацI»

М. Р. Усахов

«Авар адабият»

 

Авар адабият

7 класс

Программы

общеобразовательных

учреждений, 2008

 

   34

МО РД

М. Р. Усахов

«Авар адабият»

 

Авар мацI

8-9 классы

Программы

общеобразовательных

учреждений, 2008

   68

   34

 

МО РД

М. М. Муртузалиев

«Авар мацI»

 

Авар адабият

8 класс

Авар адабият

 

9класс

Программы

общеобразовательных

учреждений, 2008

 

   34

МО РД

С. ХIажиев

«Авар адабият»

ГI. ГIабдурахIманов

«Авар адабият»

 
 

                             7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ МАТЕМАТИКА

7.1.В связи с недостаточностью подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА, на основании методического совета школы, по просьбе учащихся на предмет «Математика» со 2 по 11 класс увеличены часы из школьного компонента. На «Информатику» увеличили в связи с выбором для сдачи ЕГЭ

7.2.В образовательную область «МАТЕМАТИКА» входят предметы «Математика»  1-6 классы,                                                                                                                                       «Алгебра» 7-9, «Геометрия» 7-9,                                                                                        «Информатика» 7-9 классы.                                                                                                                 7.3. Образовательная линия области представляется так:

   

         Предмет

Наименование учебной

прграммы,

Кол-во часов по программе

Кем утверждена

Учебники

Математика 1 класс

Программа начальной школы «Россия», 

136 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

М И  Моро

Математика 1 кл

Математика 2 класс

Программа начальной школы «Россия»

136 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

М И Моро

 Математика 2кл

Математика

3 класс

Программа начальной школы «Россия»

136 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

М И Моро

Математика 3 кл

Математика 4 класс

Программа начальной школы» Россия»

136 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

С. В. Степанова,

М.И Моро 

 «Математика -4 класс»

Математика 5 класс

Примерные программы по математике, 2008

170 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

Н.Я.Виленкин,                 «Математика - 5 класс»

Математика 6 класс

Примерные программы по математике, 2008

170ч

МО РФ ФГОС Просвещение

Н.Я. Виленкин.

«Математика - 6 класс»

Геометрия7-9 класс

Примерные программы по математике, 2008

68 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

Атанасян Л.С.,

Бутузов В.Ф.

 «Геометрия 7-9 класс»

Алгебра

7 класс

Примерные программы по математике, 2008

102 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

С.М.Никольский,                  М.К. Потапов, Н.Н.Решетников

Алгебра 8 класс, 9 класс

Примерные программы по математике, 2008

102ч

МО РФ ФГОС Просвещение

С.М.Никольский,                         М.К.Потапов, Н.Н.Решетников

Информатика

7 кл

8 кл

9кл.

Программы основного общего образования, 2008

 

34 ч

34 ч

     68ч

МО РФ ФГОС Просвещение

Л.Л.Босова

                                                                                                                                                                                                                                                                                         

 8. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»                                                                                                           8.1. Образовательную область «Естествознание» составляют следующие предметы: «Окружающий мир» (1-4кл), «Природоведение» (5 кл.) «Биология»(6-11), «Физика» (7-11), «Химия» (8-11), «География» (6-11)

8.2. Для изучения всех предметов имеются программы последнего этапа выпуска:

Предмет

Наименование учебной

программы, год выпуска

Количество часов по программе

       

Кем утверждена

Учебники

Окружающий мир 1 класс

Программа начальной школы «Россия»

34

 МО РФ ФГОС Просвещение

Окружающий мир.  2 класс.

А А Плешаков

Окружающий мир 2 класс

Программа начальной школы «Россия»

68 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

 Окружающий мир.  2 класс.

А А Плешаков

Окружающий мир 3 класс

Программа начальной школы «Россия»

68 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

А А Плешаков.

 Окружающий мир.

 3 класс

Окружающий мир4 класс

Программа начальной школы «Россия»

     68 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

Плешаков А А

Окружающий мир.

 4 класс

География 5кл

Биология 5 кл

Биология        в                                        общеобразовательных учреждениях, 2008

34 ч

34 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

Баринова И.И.

Пасечник А.А.

Биология                               6 класс

Биология          в                                      общеобразовательных

учреждениях, 2008

     

учреждениях, 2008

68 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

Н.И.Сонин,                    В.Б.Захаров   «Биология –

6 класс»

Биология

7 класс

Биология        в                                        общеобразовательных учреждениях, 2008

68 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

Н.И.Сонин,

В.Б. Захаров «Многообразие живых организмов»

Биология

 8 класс

Биология       в                                      общеобразовательных учреждениях, 2008

68 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

Н.И. Сонин,

Захаров В.Б.

 Биология  - 8 класс.

Биология

9 класс

Биология     в                                     общеобразовательных учреждениях, 2008

102 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

Н.И. Сонин,

Захаров В.Б.

Биология - 9 класс.

 Физика                   7-9 классы

Физика       в                                        общеобразовательных учреждениях, 2008

7 - 9 кл. – 68 ч.

 

МО РФ ФГОС Просвещение

А.В. Перышкин

Химия                           8 класс

Химия в                                          общеобразовательных учреждениях, 2007

68 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

О. С.Габриэлян,

 «Химия -8 класс»

Химия                        9 класс

Химия в общеобразовательных учреждениях, 2008

68 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

О. С, Габриэлян.

«Химия -9 класс»

География                      6 класс

Примерная программа.

География.2008

34 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

Т.П.Герасимова. Географии 6 класс

География                        7 класс

Примерная программа.

География.2008 

68 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

В.А.Коринская,                    А.А. Плешаков,                 И.И. Баринова

 

География

8 класс

Примерная программа.

География.2008 

68 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

А.А. Плешаков,                        И.И. Баринова География России. 8 класс.

География

9 класс

Примерная программа.

География.2008 

68 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

А.А. Плешаков,                       И.И. Баринова

География Дагестана             9 класс

Примерная программа.

География.2008 

    17  ч

МО РД

К. И. Пашаев,                           И. Г. Далгатов

География Дагестана

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

9. «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» представлено следующими предметами и курсами:

«История  древнего мира», «История России», «Новейшая история»,  «Введение в обществознание», «Человек и общество. Обществознание», «Культура и традиции народов Дагестана».  

 

Предмет

Наименование учебной программы, год выпуска

Количество часов по программе

Кем утверждена

Учебник и автор

История,                           5 класс

Примерная программа по истории,  2008

68 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

Михайловский Ф.А.

История

6 класс

Примерная программа по истории,  2008

68 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

Пчелов Е.В., Лукин П.В., М.А. Бойцов, Р.М. Шакуров

 

История

7 класс

Примерная программа по истории,  2008

68 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

 А.В. Торкунова ист. России

А.Я. Юдовская, Баранов, ВАлюшкина  

История

 8 класс

Примерная программа по истории,  2008

68 ч

МО РФ ФГОС Просвещение

Медяков А.С., Бовыкин Д.Ю.

История

 9 класс

Примерная программа по истории,  2008

68 ч

МО РФ Просвещение

Загладин Н.В., С.Т. Минаев, Петров А.М.

     

 Обществознание

 6-8 класс

  9 класс

 Примерная программа по обществознанию, 2008

34 ч

МО РФ ФГОС

Л.Н. Боголюбов, Е.И. Жильцова,.

А.И. Кравченко

История Дагестана

9 класс

Примерная программа по истории,  2008

      18 ч

Министерство образования РД

 М. Шамхалов

«История Дагестана»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

10. ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

10.1 В область «Физическая культура» входят предметы «Физическая культура», «ОБЖ». В целях укрепления здоровья с 1 по 11 классы введен третий час

физкультуры.

  ОБЖ

  5 -8 классы

Программа курса ОБЖ

для общеобразовательных

учреждений, 2008

По 34 ч

МО  РФ

Вангородский С. Н. М.И. Кузнецов, Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс.

Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс.

Физическая культура

1-4 классы

Программа общеобразовательных

учреждений по физической

культуре (начальная школа), 2008

По 102 ч

МО  РФ

В.И.Лях  Физическая культура.

1-4 классы.

Физическая культура

5-9 классы

Программа

общеобразовательных

учреждений по физической

культуре «Физическое

воспитание учащихся 1-9

классов», 2008

       

По 102 ч

МО  РФ

В.И.Лях. Физическая культура

 5-9 классы.

 
     

11. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ИСКУССТВО»

11.1   ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ОБЛАСТЬ   «ИСКУССТВО»   представлена   предметами   «Музыка»   с   1   по   8  класс, «Изобразительное искусство» в 1-7 классах. «Изучается по следующим учебникам:

 

Музыка  1-8 классы

Программы образовательных учреждений 2008 год

 

По 34 ч

Министерство образования РФ

Сергеева Г.П.               Критская ЕД                   Музыка

Искусство 9 класс

Программы образовательных учреждений

 34 ч

Министерство образования РФ

Сергеева Г.П.               Критская ЕД                   Музыка

Изо  1-7 классы

Программы образовательных учреждений 2008 год М

По 34 ч

Министерство образования РФ

Б.М. Неменский Изобразительное искусство

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (988) 645-98-88

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».